Шины АТ и МТ: как выбрать и какие лучше
Шины для внедорожников бывают разные, но особое внимание обычно уделяется шинам АТ (All Terrain) и МТ (Mud Terrain). И это не случайно, ведь при езде по бездорожью все от размера и типа шин зависит. Даже самый мощный и современный внедорожник не сможет продвигаться вперед без подходящих колес.
В статье рассказывается:
Однако здесь немедленно возникает другая задача — какую из этих разновидностей шин выбрать? Как обычно, большинство людей хочет универсальности: чтобы чувствовать комфорт на трассе и быть уверенным в грязи. Но это возможно? В данной статье мы изучим различия между шинами АТ и МТ, а также обсудим особенности их использования.
Шины АТ и МТ – в чем разница
Для того чтобы выявить основное различие между шинами АТ и МТ, необходимо рассмотреть каждый из этих типов покрышек отдельно.
АТ шины
AT (All Terrain) – это шины, которые идеально подходят для любых условий. Они могут использоваться как на асфальте, так и на бездорожье с небольшим уровнем сложности. Шины AT отличаются усиленными боковинами и агрессивным рисунком протектора. Они разработаны специально для езды по асфальту, песку, грунтовым и каменным дорогам.
Особое внимание стоит уделить протектору такой резины. В отличие от протектора шоссейных шин, у него глубокий и агрессивный рисунок. В плечевой зоне можно заметить небольшие грунтозацепы. Расстояние между элементами рисунка может быть не таким большим, как у внедорожных шин. Именно этот протектор считается классическим для универсальных шин.
При производстве АТ шин, представленных в средней и минимальной ценовой категории, используется состав, который приводит к затвердеванию резины при низких температурах. Это отрицательно влияет на сцепление с дорогой и может привести к потере управляемости внедорожника, несмотря на наличие полного привода и современных электронных систем. Большинство шин такого типа обладают подобной особенностью, за исключением, возможно, некоторых известных брендов, таких как ProComp или Mickey Thompson.
Сырьевой состав, используемый при производстве авторезины, оказывает значительное влияние на эксплуатационные характеристики шин. Например, резина Cooper Discoverer M+S, предназначенная для зимних условий, обладает лучшей управляемостью по сравнению с большинством моделей АТ шин, несмотря на типичный рисунок протектора, характерный для таких шин.
Почему зимой резина АТ становится менее эффективной? Это происходит из-за потери упругости на холоде и особенностей протектора, который замедляет самоочищение шин.
На твердом дорожном покрытии резина АТ показывает хорошие результаты. Хотя они не очень эффективны при высоких скоростях, внедорожники рассчитаны на другие условия движения. Если ехать не быстрее 140 км/ч, то резина АТ обеспечивает хорошую управляемость автомобиля (наши автомагистрали не предназначены для более быстрой езды).
При этом необходимо учесть некоторые особенности данного типа шин:
В условиях бездорожья шины AT значительно уступают шинам MT. Речь идет не о дорогах, которые может преодолеть «Порш Кайен», а о бездорожье, с которым справляются УАЗ и Land Rover Defender.
Недостатки шин АТ вызваны тем, что их протектор скапливает грязь или снег и плохо самоочищается. Сниженная способность к самостоятельной очистке характерна для всех покрышек с глубоким протектором и малым расстоянием между элементами рисунка. Такие шины собирают много грязи, которая задерживается при вращении колеса с небольшой скоростью. Заполненный рисунок делает покрышку гладкой, что затрудняет ее сцепление с дорогой для обеспечения управляемого движения автомобиля.
На каменистой поверхности или на сухом сыпучем грунте резина АТ проявляет себя достаточно эффективно, так как в этом случае протектор не заполняется, но как только колеса попадают на мокрую глину или влажный снег, универсальные шины становятся «беспомощными». Чтобы внедорожник не терял управление на сложной трассе, необходимо обеспечить быструю очистку протектора колес от грязи.
Для этого необходимо достичь определенной скорости вращения, то есть автомобиль должен преодолевать препятствия быстрее или активно пробуксовывать (если это внедорожник, то вероятность потери хода и застревания возрастает).
Но на зыбучем песке, глине или черноземе шины с грубым рисунком протектора не могут настоящим образом вгрызаться в дорожное покрытие и толкать внедорожник в сторону движения. Когда рисунок протектора забивается, автомобиль неизбежно застревает.
МТ резина
Различие в маркировке шин АТ и МТ явно указывает на то, какую резину предпочтительнее использовать для бездорожья. Символы МТ (Грязевые Шины) говорят о том, что шины предназначены для езды по плохим дорогам. Слово Грязь на английском означает «Mud». Грязевые шины отличаются «тракторным» протектором. Они имеют мощные боковые грунтозацепы и рисунок протектора менее подвержен удержанию грязи.
В отличие от шин АТ, грязевые шины будут более «жесткими». Они менее комфортны на асфальтовом покрытии и менее эффективны на ледяных дорогах. Грязевые шины разработаны для движения по глубоким колеям, глине, грязи и заболоченным дорогам.
Тот факт, что данное вида резина не обеспечивает необходимую управляемость автомобиля зимой, объясняется, вновь, ее химическим составом. Она становится твердой и своими характеристиками напоминает пластик, который скользит по льду и уплотненному снегу. Если использовать такие шины на снежном поле, то управляемость автомобиля будет еще приемлемой, но если выезжать на зимнюю трассу, то движение будет очень сложным.
Производители данного типа резины, как правило, не указывают, что ее можно использовать зимой. Чаще всего эти шины предназначены для летнего сезона. Вводя в заблуждение владельцев автомобилей, некоторые производители могут добавлять отверстия для шипов (например, у Hankook Dynapro MT (RT03)) и маркировку M+S. Но это всего лишь маркетинговый ход. Для зимы лучше устанавливать специальные шины с особым протектором, которые изготовлены из материала, сохраняющего свою эластичность при низких температурах.
Шины типа МТ не предназначены для скоростной езды по асфальтированной трассе и проявляют себя еще хуже, чем резина АТ. Глубокий «тракторный» протектор с большим расстоянием между элементами рисунка обеспечивает надежное сцепление на бездорожье, однако негативно сказывается на скоростных характеристиках.
Из-за выраженных «шашечек» размер пятна контакта шин МТ с твердым дорожным покрытием меньше, чем у шин АТ, что приводит к увеличению тормозного пути, особенно на мокрой дороге. Высокий профиль шин хорошо себя показывает на сложной трассе, но проявляет себя не лучшим образом на асфальте, что приводит к ухудшению управляемости автомобиля при прохождении поворотов.
При движении по асфальтированной дороге, рисунок шин такого типа, как «Тракторный», создает сильный шум. Кроме того, протектор с «зубастым» профилем имеет повышенное трение качения, что ведет к увеличению расхода горючего. Шины МТ отличаются высокой жесткостью, что сказывается на комфорте езды по автомагистралям.
Также следует отметить, что шины МТ быстрее изнашиваются на твердом покрытии. Большинство моделей этого типа имеют ограничение скорости на уровне 120 км/ч или 140 км/ч. Встречаются также шины МТ с указанным пределом скорости 160 км/ч, но использование такой резины на высокой скорости может быть опасным, поскольку автомобиль на таких шинах превращается в снаряд, стремительно стремящийся к цели. Управление автомобилем на такой резине будет неприятным и опасным.
Бездорожье – это истинное испытание для шин МТ. Если сравнить тест-драйв двух одинаковых автомобилей, но с разными шинами — АТ и МТ, на сложной дороге, то заметная разница будет очевидна. Именно поэтому важно начать тюнинг внедорожника с правильного выбора колес. Участки, где водитель на АТ шинах будет испытывать полную безысходность, автомобиль, оснащенный МТ резиной, проедет без особых проблем.
Шины с разреженным протектором работают на глинистой жиже, как гребное колесо парохода. Машина продолжает движение, пока не встретит препятствие. Такой протектор легко очищается от накопившейся грязи, и колеса прекрасно сцепляются с дорогой.
Шины с протектором Super Swamper TSL Bogger, относящиеся к категории экстремальной резины, обладают таким уникальным дизайном, который улучшает их проходимость в сложных условиях. Однако, на асфальтированной дороге эти покрышки быстро изнашиваются, так как они слишком жесткие и теряют свою управляемость при высокой скорости.
Однако, снижение давления в шинах внедорожника может существенно повысить его проходимость. Однако, при этом необходимо соблюдать определенные правила управления автомобилем. Быстрые маневры и резкое нажатие на педаль газа могут привести к разбортировке колес. Поэтому, акселерировать следует плавно. На мягком грунте шины с высоким трековым рисунком могут быстро засыпаться, и автомобиль может утонуть в грязи до самого днища.
Если ваш автомобиль передвигается исключительно по асфальту и время от времени попадает на неровные грунтовые дороги, тогда для его колес подойдут шины АТ. Автолюбителям, которые часто ездят на рыбалку и часто путешествуют по бездорожью, стоит обратить внимание на шины МТ.
Если у вас есть финансовая возможность, то можно приобрести дополнительный комплект шин МТ, который будет устанавливаться на колеса перед поездками по сложным дорогам, а в остальное время рекомендуется использовать шины АТ. Если же вы в любой момент можете отправиться по новому маршруту с плохим покрытием, то в качестве основного комплекта следует выбрать шины МТ.
Ошиповка АТ и МТ шин
Наши климатические условия требуют использования шин с шипами для внедорожников в зимнее время. Шипы должны быть подобраны под протектор покрышек. У шин с протектором АТ рисунок не слишком глубокий, но они имеют многочисленные ламели, поэтому для них лучше использовать шипы с небольшими размерами. Чаще всего используются универсальные шипы, подходящие для легковых и грузовых автомобилей.
Типоразмеры таких шин: 8-11-2ТС, 8-11-3, 8-12-2ТС, 8-13-2ТС или 8-14-2ТС (более крупные, чем для легковых машин, и способные выдерживать повышенные нагрузки). Эти шипы незначительно выступают из протектора, поэтому не сильно увеличивают тормозной путь на асфальтированных дорогах. Они идеально подходят для смешанной езды в городе и за его пределами.
Характеристики шипов на покрышках определяются маркировкой, которая включает в себя максимальный диаметр фланца, полную длину (вторая пара цифр) и численность фланцев (последняя цифра). Кроме того, по буквенному индексу можно узнать конструкционные особенности шипа.
Шины МТ отличаются более глубоким протектором с большими блоками рисунка. Чтобы справиться с плохими дорогами, джипы часто требуют дополнительной подготовки. Владельцы автомобилей устанавливают на них лебедки, шноркели, мощные багажники, дополнительные баки, буксировочные проушины и усиленные рамы кузова.
Весь этот дополнительный обвес значительно увеличивает вес внедорожника. Для ошиповки шин тяжелых внедорожников применяются грузовые шипы 11-15-2, 11-17-2, 12-15-3 или 12-17-3 с прочной вставкой, способной выдерживать высокие нагрузки, и массивным корпусом. Шины Mud Terrain со шипами подходят для езды по разбитым дорогам в любое время года.
Ошиповка шин АТ и МТ выполняется с использованием различных технологий и инструментов. Тем не менее, эти процессы имеют несколько общих этапов:
Далее, шаги ошиповки шин АТ и МТ будут различаться.
Технология ошиповки авторезины АТ
Упростить выполнение данной операции можно, если снять шины с дисков. Ошиповка покрышек для автомобилей с полным приводом проводится в следующем порядке:
Технология ошиповки авторезины МТ
Сначала мы рассмотрим другой порядок действий. Он состоит из следующих шагов:
Благодаря ошиповке автомобильных шин для внедорожников, можно максимально эффективно использовать все преимущества покрышек при зимней езде.
Правила подбора дисков для АТ и МТ шин
Если вы задумали установить грязевые шины на свой внедорожник, то первым делом следует приобрести нестандартные диски для колес (по общепринятой практике, для езды по грязи часто выбираются более крупные колеса). Необходимо обратить внимание на основные характеристики дисков: материал изготовления, ширина, диаметр и вылет.
Консультанты автомагазинов помогут подобрать модели, соответствующие вашему автомобилю. В наличии имеются диски из легкого сплава, штампованные (железные) и кованые. Давайте разберемся, в чем заключаются их основные отличия.
Штампованные диски
Идеальные колесные диски для гоночных и внедорожных соревнований — это прочные и надежные стальные диски. Они обладают рядом особенностей, которые делают их идеальным выбором для таких условий.
Плюсы штампованных дисков мы уже рассмотрели, но что насчет их недостатков? Вот несколько из них:
Если вы часто ездите по сельской местности и грунтовым дорогам, то рекомендуем вам обратить внимание на этот вид дисков. Благодаря их прочности и надежности, вы сможете легко исправить деформацию без помощи специалистов.
Легкосплавные диски
Использование алюминиевого сплава позволяет легкосплавным дискам быть намного легче, чем их предшественникам из штампованного металла. Кроме того, их внешний вид более современный и стильный, что важно для многих автолюбителей. Однако, несмотря на все преимущества, твердость алюминиевых дисков играет отрицательную роль: они более склонны к ломкости при сильных ударах, вместо того чтобы просто согнуться. Поэтому настоятельно рекомендуется выбирать легкосплавные диски только для езды по качественным дорогам, так как в случае поломки диска вам потребуется помощь специалистов для его восстановления.
Кованые диски
Кованые колеса объединяют в себе легкость и прочность, а также изготовлены из алюминия, как и предыдущий тип. Однако процесс изготовления кованых колес основан на другой технологии. Плюсы данных колес являются значительными: благодаря своему легкому весу повышается управляемость автомобиля и уровень его маневренности. При этом расход топлива снижается. Автолюбители также оценят то, что кованые колеса обладают высокой прочностью – неровности дорог больше не проблема.
Однако имеются несколько недостатков:
Диаметр и ширина диска
Размер диска прямо зависит от размера резины: если диск широкий, то и резина должна быть широкой. Для автомобилей внедорожников необходимо, чтобы ширина дисков составляла 75% ширины шины. Например, если ширина диска равна 8, то ширина шины должна быть 12.5.
Почему именно такая пропорция выбрана?
Вылет диска
Для начала разберемся, что такое вылет колесного диска. Вылет колесного диска представляет собой расстояние (измеряемое в миллиметрах) от плоскости колеса до точки контакта диска с ступицей. При использовании широких шин выбирается диск с большим вылетом, чтобы избежать столкновения большого колеса с элементами кузова и другими деталями автомобиля. Стоит помнить, что с увеличением вылета возрастает нагрузка на подшипники. Поэтому рекомендуется выбирать диски, соответствующие стандартным параметрам.
Для определения подходящего вылета для вашего автомобиля рекомендуется примерить диски различного размера на уже установленные шины. Это поможет найти идеальный вылет. Например, для УАЗа и некоторых моделей «Ниссан» или «Тойота» с шинами 33–36 x 12–13” x 15 подходит вылет в 19 мм при размере шины 33–36 x 12–13” x 15. Для Нивы с колесами 215/75/15, 235/75/15 или 30–31 х 9,5 х 15 необходим вылет +28.
Для определения размера дисков с вылетом недостаточно просто взглянуть на них, необходимо учитывать условия, в которых автомобиль использовался. Помимо этого, выбор дисков также зависит от типа подвески и установленных шин.
Лучшие модели АТ шин
Интересный вариант, особенностью которого является нестандартный размер шин 215/70 R16. Фактический диаметр составляет немного больше 700 мм, что является редкостью. Однако эта размерность отлично подходит для автомобилей класса Hyundai Tucson, например. Даже российские марки автомобилей могут использовать шины BF Goodrich All-Terrain KO2 на «Ниве» без установки подъема. Благодаря трем слоям специального волокна, эти шины оказались легкими (весом не более 15 кг) и способны изменять форму при пониженном давлении.
Однако у данной модели все же есть недостаток в виде недостаточной прочности, но производитель заверяет своих покупателей в новой системе, применяемой для улучшения этих шин. Проблема была решена путем увеличения толщины боковин шин почти на 5 мм, изменения состава резины и снижения уровня износа. Эта модель от компании Michelin подойдет для любителей быстрой езды и экстремальных условий.
В густонаселенных районах с плохой инфраструктурой шины проявляют себя отлично как при низком давлении — 0,5 атм, так и при повышенном — 2 атм. При аккуратной эксплуатации они способны прослужить до трех сезонов, но следует помнить, что на крутых поворотах и виражах они быстро изнашиваются. Впрочем, их легко очистить с помощью газа. Стоимость этих шин (с учетом их качества) составляет около 10 тысяч рублей.
Давайте перейдем к другой модели, на этот раз — японской. Изначально было выпущено две шины с одинаковым названием, которые заменили модель 697. Но мы сосредоточимся именно на модели Bridgestone Dueler AT 001. Производитель уверенно заявил, что эти шины стали более тихими, и управление автомобилем значительно улучшилось. При более пристальном взгляде на необычные рисунки на шинах сложно поверить, что их проходимость осталась на прежнем уровне.
Японцы серьезно занялись боковыми зонами и плечами, чтобы дать возможность полностью насладиться крутыми виражами и поворотами. Повышение скорости движения составило почти 20%. Dueler AT 001 — не самые тяжелые шины (весит около 15 кг), они имеют такой же размер, как и BF Goodrich — 215/70 R16, но их диаметр больше (884 мм). Эту модель можно использовать в зимнее время года. Цена составляет около 6 500 рублей.
Этот качественный продукт может использоваться как на асфальте, так и на бездорожье. Однако лучшие качества Crosscontact ATR, такие как управляемость и шумоподавление, проявляются особенно хорошо на бездорожье. Производители специально стремились к такому эффекту и воплотили свою идею в рисунке на боковинах шин.
Небольшие шашки эффективно удаляют грязь с шин, особенно на сложных поверхностях. Многие шины страдают от загрязнения, поэтому эта функция будет настоящим подарком для любителей везти по болотам. Еще одним преимуществом является то, что обычно приходится снижать давление в шинах в несколько раз, но в данном случае этого делать не нужно. Если посмотреть на отзывы покупателей о Continental Crosscontact ATR, они также отмечают другие преимущества модели, такие как прочность и устойчивость.
Размер шин — 215/65 R16, вес — около 15 кг. Диаметр меньше, чем у предыдущих моделей (684 мм). Глубина протектора составляет почти 10 мм. Цена немного выше, чем у японского аналога и составляет чуть больше 7 тысяч рублей.
Лучшие МТ шины
КМ3 — это третье поколение шин МТ. В составе резины присутствуют смеси и вещества, которые применяются для автогонок. Рисунок на боковинах остался неизменным по сравнению с предыдущей моделью, однако шашечки были изменены. Расположение рисунка обеспечивает максимальное сцепление с поверхностью. Важными изменениями в модели третьего поколения стали плечи и боковины.
Теперь протектор также расположен на боковой части, что делает езду по грунтовой поверхности более стабильной, даже при сниженном давлении в шинах. Прочность боковины увеличилась на четверть по сравнению с КМ2. Шины представлены в 24 размерах. Цена за одну шину составляет не менее 13 тысяч рублей. Однако, по сравнению с предыдущей моделью, практически нет разницы. Ведь там цена начинается с 14 тысяч рублей, так что новые шины стоят своих денег.
Шины, произведенные в Китае, давно завоевали популярность за пределами этой страны и Азии. Однако, основной недостаток их состоит в нестабильности при балансировке. Для колеса диаметром 788 мм требуется установить около 300 г грузиков. Тем не менее, они легко устанавливаются и натягиваются, и не требуют больших усилий для выхода из колеи.
Производитель из Китая заверяет своих покупателей, что эти шины можно использовать даже при температуре -30 °С. Это связано с использованием натурального каучука в их составе, который придает им эластичность. Однако, на практике стоит быть осторожными при использовании шин Comforser CF3000 зимой, особенно на бездорожье. Размер шин составляет 245/75 R16, а вес — до 19 кг. При этом, их стоимость приятно удивляет, ведь они в два раза дешевле, чем BFGoodrich Mud-Terrain KM3. Начальная цена составляет всего 7 тысяч рублей.
Часто на российских бездорожьях можно встретить именно данную модель шин. Однако она также подходит для использования в повседневной жизни. Основным недостатком Cordiant Off-Road 111Q является повышенный уровень шума. Устойчивость на среднем уровне. Рекомендуется снизить давление до 0,8 атмосфер, поскольку боковые части шин жесткие.
При движении по глинистым поверхностям потребуется приложить усилия для очистки шин. На твердых дорогах езда будет более комфортной. Шины хорошо сбалансированы, боковые части жесткие. Модель доступна в шести размерных вариантах от 205 до 245/70 R16. Вес модели 245 составляет немного менее 20 кг, а цена примерно такая же, как у китайских шин: около 7 тысяч рублей.
Что автолюбители говорят про шины АТ и МТ
«Решил приобрести шины АТ BF Goodrich (последнего образца) и также выбрал цепи от Pewag. Я часто путешествую по шоссе, лесу и отправляюсь на рыбалку, поэтому МТ не подходят для меня».
«Я люблю прокатиться по лесу, полям и за год проезжаю около 6000 км. Я обожаю открывать новые места, где часто отсутствует асфальт. Ежедневно я также езжу на работу, но не по асфальту. Поэтому для меня лучше всего подходит МТ».
«Зимой не рекомендуется ездить на МТ. Они не имеют ламели, поэтому нет отвода воды из контакта. АТ, конечно, имеются, но они небольшие. Поэтому зимой советую использовать зимние шины. Они даже в снежных заносах работают лучше, в то время как МТ только застревает больше».
«BF Goodrich поднял цены, поэтому они больше не являются лидерами продаж (возможно, из-за санкций). В настоящее время самыми популярными стали шины «кордиантофроад»».
Моя машина оснащена автоматической трансмиссией, и я езжу на ней повсюду. Конечно, если нужно ездить по болоту, то механическая трансмиссия будет более надежной. Но я не люблю месить грязь. Что касается песков, то на мой взгляд автоматическая трансмиссия ведет себя вполне адекватно. Я часто посещаю природу, где постоянно меняются типы дорожного покрытия: асфальт, гравий, песок и снова асфальт. Поэтому я определенно выбираю автоматическую трансмиссию.
Персональные тренировки — это не дешевое удовольствие. Приобретайте абонемент у наших партнеров и получайте возможность рассрочки без процентов на несколько месяцев