Детей не интересует ничего делать
Один из вариантов, по-хорошему, который родители могут использовать: взять 24-часового аниматора, чтобы хлопотать о своих детях: «Что если мы пойдем в зоопарк на выходных? Что скажешь? Давай пойдем, я просила!», «Видишь, какой фантастический фильм! Если не захочешь в кино, я скачаю его на планшет для тебя. Ты сможешь посмотреть потом. Если захочешь…», «Хочешь попробовать робототехнику? А может быть возьмешься за эстрадный вокал? Плавание? Танцы? Хоть на что-нибудь?!»
Многие другие родители испытывают похожее чувство: они несутся от идей для своих сыновей и дочерей, но сталкиваются с медлительной пассивностью. Дети, кажется, ничего не желают.
Проблема не в том, что мамы и папы предлагают что-то скучное и вышедшее из моды. Многие готовы поощрить и оплатить идеи детей — купить оборудование, найти учителей, отправиться в путешествие. Но у детей нет такой инициативы. Дети ничего не хотят делать. Что с ними? Можно ли вылечить эту апатию?
Возраст дошкольника
У меня обычно не бывает детей из детского сада, — говорит Елена Казакевич. — Скорее, когда приходят с младшими школьниками, вспоминают: «Да он с самого детства ничего не хотел! Меня он даже на занятия развивашкой, английским и хореографией таскал насильно! И каждый раз с ним был скандал дома: «Не хочу!».
Важно: ребенок сам не хотел, а родители настаивали. С ребенком это просто — его можно обмануть и запугать. Поэтому семья справляется с пассивностью ребенка весь дошкольный возраст. А в школе уже обращаются к психологу…
Но я хочу сказать мамам и папам малышей: позвольте им «ничего не делать, просто лежать и ковыряться в обоях»! Когда дошкольник бездельничает, с нашей взрослой точки зрения, в его мозгу происходит активная обработка информации. А такой информации на ребенка обрушивается очень много! Ведь все вокруг для него ново.
Основная активность, которая развивает малыша в этом возрасте — это игра. Когда он играет с машинкой или одевает куклу, он познает мир. Это самое важное для него в данном возрасте.
Так зачем закрывать все развивающие игрушки? Конечно, нет. Однако не перегружайте своего ребенка занятиями. Оставьте одно интересное ему занятие, пока его интерес не исчезнет. И не ожидайте от уроков великих результатов. Для ребенка это всего лишь еще одна игра — и час отдыха для мамы.
Старшая школа — новые испытания
Фото: Ivonne Lecou, unsplash.com
— Родители учеников младших классов выражают свои опасения: «Когда наш ребенок возвращается из школы, он сразу же падает на диван и, если встает, то только для того, чтобы взять планшет. Ему уже неинтересны игрушки, он даже не хочет выбирать кружку для чая!»
Но для первоклассника школа является серьезным испытанием. Он должен вести себя, как взрослый, а не как малыш, уметь сконцентрировать свое внимание в течение 4-5 уроков, писать, читать, считать – несмотря ни на что и ни на кого. Кроме того, в классах много детей, а в коридорах – сотни других детей, часто громких и старше. Поэтому, если ребенок возвращается домой и сразу падает, дайте ему часок полежать и отдохнуть. Но лучше в тишине и покое.
Чтобы не перегружать первоклашку кружками и секциями, рекомендуется начать с одного дополнительного занятия в неделю. Постепенно, по желанию и самочувствию ученика, можно добавлять другие активности, но не раньше второго полугодия. Ведь адаптация к школе сама по себе может быть большой нагрузкой.
Имейте в виду, что если ваш ученик отказывается отходить от дивана, это может быть признаком перегрузки школьными и внешкольными занятиями. Возможно, ему не хватает времени на отдых. Также стоит проверить, нет ли у него конфликтов с одноклассниками или учителями, так как это может вызывать чувство бессилия и апатии. Попытайтесь задать наводящие вопросы, чтобы выяснить, не обижают ли его старшие дети. При этом стоит помнить, что прямой вопрос может вызвать страх или стыд и не получить честного ответа.
Достаточно того, если у школьника имеется минимум одно интересное занятие или увлечение! По вашему мнению, требуется добавить еще видов спорта и языков? Что ж, начните сами себя — посетите фитнес-клуб и зарегистрируйтесь в языковой школе. Таким образом, ваш ребенок может подхватить это. Или же вы перестанете быть так беспокоены по этому поводу.
Вместо того, чтобы читать, многие дети предпочитают смотреть видео и играть на планшете. Это обычное явление, потому что восприятие информации по видео гораздо проще, чем усваивание написанного слова за словом. Люди всегда ищут пути наименьшего сопротивления, и дети не исключение. В таком случае, нельзя надеяться, что легко отвлечь подростка от виртуальной реальности с помощью старых добрых книг. Однако, запрещать использование гаджетов тоже не решение, ведь они могут быть полезными для обучения ребенка. Вместо этого, можно установить определенные правила: например, разрешить пользоваться смартфоном и планшетом только по одному часу в день после выполнения всех уроков. Когда ребенок вырастет и получит собственный гаджет, к которому родители не будут иметь доступа (например, для личной переписки), рекомендуется установить программу родительского контроля. Она позволит родителям контролировать время, которое ребенок проводит в сети, и защитит его от нежелательного контента.
12 — 16 лет
«Увяз в компьютере и сижу днями и ночами! Не нужны ни друзья, ни девушки. Раньше ходил на теннис, но бросил — стало неинтересно. Семья собралась поехать в Европу. Говорю, что не хочу лететь, чтобы увидеть что-то там? Ребенок ничего не хочет делать!» О проблемах старшеклассников рассказывают родители примерно так.
Это период, когда самым важным процессом, определяющим будущее развитие человека, становится его отделение от родителей. Для этого требуется много времени и эмоциональных усилий. Поэтому подросток исчезает из семейной жизни и проводит много времени за компьютером. По стороне может показаться, что он ничего не делает. Но в его внутреннем мире все кипит. Кроме того, ездить с родителями им становится неинтересно и даже стыдно. Гораздо лучше остаться дома одному, пока родители путешествуют!
Растущий малыш растет и становится взрослым, и поэтому необходимо как бы дать ему некоторую норму свободы. С другой стороны, нужно уделить ему часть домашних обязанностей, которые заставят его вставать с компьютера, чтобы погулять с питомцем, развесить стирку, приготовить простой ужин. Пусть это будут маленькие, но ясно определенные дела. И молодой человек сам будет решать, когда и как он будет их совершать. Теперь это его сфера ответственности. Если не выполняет — введи ясно определенную систему штрафов (не чрезмерных, но чувствительных): сократи карманные деньги, ограничь доступ в Интернет и так далее. Систематически и много раз объясни, что взрослые себя кормят и обслуживают.
Лучше, если все это будешь делать постепенно, по мере взросления ребенка, а не в 18 лет.
Не паникуйте, если ваш компьютер зависает. Все наши текущая и будущая жизнь находятся в них и в смартфонах. Это средство общения, новое знание. Кто знает, может быть, ваш ребенок в будущем станет разработчиком программного обеспечения или игр. Если при этом он не просит уроки и достаточно спит, то вам не стоит переживать. Важно сейчас не потерять связь с вашим ребенком. Пока она есть, у вас есть возможность диалога.
Важно знать
Закройте бумажник
Родителей порой тревожит то, что ребенку становятся неинтересны игрушки. Только вчера он настойчиво просил купить ему что-то новенькое в магазине, а сегодня, услышав вопрос «Что бы ты хотел на день рождения?», просто пожимает плечами.
И даже игрушки, которые были куплены, иногда теряют свою привлекательность для ребенка уже спустя 15 минут…
Почему так? Проблема современных детей заключается в том, что они обладают доступом ко всему в достатке. Если сын хочет игрушку, папа купит ее в тот же день. Если дочь мечтает о «принцессином» платье, мама поспешит обрадовать свою маленькую принцессу. Невероятные конструкторы, фломастеры с 64 блестящими и ароматизированными цветами, куклы-младенцы, модные куклы, машинки, похожие на уменьшенные реальные модели. Мы выражаем свою любовь к нашим детям, балуя их подарками, в рамках своих финансовых возможностей. И дети… совсем перестают мечтать. Они не умеют днем, двумя или тремя днями обдумывать игрушку, представлять свое счастье от ее обладания. У них не развивается такое умение! А оно очень важно — ведь в будущем взрослые дети должны будут определять свои собственные цели. И нужно, чтобы эти цели были именно их собственными, а не навязанными.
Как быть? Подумайте о другом способе показать свою любовь, а не через деньги. Необходимо установить определенные правила, когда у вас есть маленький ребенок в семье, например: «Мы покупаем только одну игрушку в неделю» (или раз в две недели, с каждой зарплатой родителей). Пусть ребенок предварительно готовится, думает, что хочет купить, считает дни до получки… Это не жестоко, это разумно.
Однако не стоит обещать ребенку, что если он будет вести себя хорошо весь год, вы купите ему велосипед. Это слишком долгосрочное планирование для дошкольника или младшего школьника. Месяц тоже слишком долго. Неделя, максимум две…