Ребенок Не Говорит В 2 Года Причины Почему Ребенок Не Говорит Слово Мама И Мычит Должен Ли Говорить

Полезно знать Ребенок Не Говорит В 2 Года Причины Почему Ребенок Не Говорит Слово Мама И Мычит Должен Ли Говорить

Задержка развития речи у двухлетнего ребенка

Подход к развитию речи у каждого родителя индивидуален. Один из них паникует и незамедлительно записывает своего ребенка на прием к специалистам, в то время как другие не считают это чем-то страшным и не спешат событиями. Что делать, если двухлетний ребенок не говорит? Обратимся за советом к логопедам и неврологу.

Двухлетний ребенок не говорит. Фото: shutterstock.com

Было бы замечательно, если двухлетний ребенок уже знал много слов и умел составлять предложения, однако, к сожалению, это не всегда так. Есть семьи, которые прилагают большие усилия и не могут понять, почему их ребенок не говорит в 2 года. Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, так как количественные показатели, такие как количество используемых слов и правильно произносимых звуков, не являются единственными критериями речевого развития (1).

У некоторых детей в возрасте двух лет наблюдается активная речевая коммуникация, в то время как другие остаются молчаливыми ближе к трех лет. Они кажется «накапливают» аудиальные образы. Однако впоследствии может произойти резкий скачок. Иногда малыш начинает говорить о множестве вещей одновременно, используя краткие фразы. Однако они обычно произносят слова менее точно, чем дети, у которых речь развивается равномерно.

Как узнать, следует ли беспокоиться, если ребенок не говорит в два года, и обратиться за помощью к специалистам? Давайте выясним это у экспертов.

Что нужно знать о развитии речи двухлетнего малыша

Особенности произношения Речевые органы у малыша уже достаточно сформировались, мышцы губ, челюстей и языка работают согласованно. Однако некоторые звуки, особенно шипящие, пока ему трудно произносить
Расширение словарного запаса Около 300 слов, большая часть из них — существительные
Понимание речи Ребенок легко понимает небольшие рассказы без помощи демонстрации или иллюстраций
Освоение грамматической структуры Говорит фразами из 2-3 слов. Восклицательные или повествовательные предложения состоят из подлежащего и сказуемого или из сказуемого и дополнения
Стиль общения Развивается речевое общение, однако в большинстве случаев ребенок предпочитает общаться только с близкими или хорошо знакомыми людьми

Ребенок в двухлетнем возрасте не произносит слово «мама»

Задержка в развитии речи — не редкость. Иногда к двум годам ребенок почти не говорит и даже не произносит слово «мама». В этом случае важно выяснить причину задержки.

Если один из родителей также начал говорить сравнительно поздно, возможно, это связано с генетикой. Возможно, у самого ребенка проблемы со слухом, которые ранее не были обнаружены врачом. Когда ребенок плохо слышит то, что говорят его окружающие, он не может подражать, и в результате его речевое развитие задерживается. Задержка в развитии речи также может быть вызвана нарушениями в артикуляционном аппарате, аутизмом, отставанием в психическом развитии, недостаточным вниманием со стороны взрослых или пережитым стрессом (2).

Иногда двухлетний ребенок называет всех членов своей семьи: отца, бабушку, дедушку, даже домашних животных, — но не произносит слово «мама». Беспокоиться не стоит, нужно просто дать ему время. Эту трудность обычно легко устранить с помощью доброжелательного подхода и грамотной коррекции. Также полезно чаще обращаться к себе в общении с ребенком: «мама просит», «мама видит», «мама хочет», и просить других членов семьи использовать это слово.

Ребенок в возрасте 2 лет не произносит слов, а издает звуки

Что делать, если ребенок в двухлетнем возрасте не произносит даже простые слова, а только издает звуки? Если малыш понимает ваши просьбы, указывает пальцем на то, что его заинтересовало, и проявляет жестами и звуками желание попить, получить нужную вещь или показать что-то, значит, его понимание не нарушено. Просто развитие речи немного отстает от нормы.

В этом возрасте речь развивается через звукоподражание. Продолжайте заниматься с ребенком. Произносите названия предметов четко и разборчиво, чтобы он видел, как вы двигаете губами. Предлагайте игры с звукоподражанием, например, пусть ваш малыш послушает, как курочка, лошадка, собачка или кошка издают звуки. Учите его подражать хлопкам, щелчкам или писку. Чтобы расширить его пассивный словарный запас, занимайтесь с ним карточками, на которых изображены знакомые предметы.

Ребенок в возрасте 2 года не способен говорить фразами и предложениями

Фото: Yousef Espanioly, unsplash.com

В соответствии со стандартами развития речи, ребенок этого возраста должен быть способен произносить короткие фразы, состоящие из 2-4 слов, и задавать вопросы вроде «Что это?», «Почему?» и «Зачем?». Однако необходимо учитывать различия между 2-летним ребенком и ребенком в возрасте 2 года и 4 или 8 месяцев. Ведь после двух лет словарный запас детей стремительно расширяется и к третьему году достигает 1000-1200 слов.

У двухлетних детей есть свои особенности в построении предложений. Они активно используют существительные, глаголы, прилагательные и практически не используют числительные, причастия и деепричастия. Прилагательных достаточно для описания цвета, размера, формы, качества и характеристик различных предметов.

Если ребенок произносит одиночные слова, но пока не складывает их в предложения, это не означает, что у него задержка в речевом развитии. Вероятно, ему просто еще не подходят для этого простые фразы. Малыш учится строить фразы, слушая взрослых говорящих. Для того чтобы «разговорить» ребенка, ставьте ему развивающие вопросы: что делает лягушка, какой мячик, куда ты бежишь.

Коррекция задержки речевого развития

В данном случае следует говорить о коррекции, а не о лечении, так как задержка речевого развития не является заболеванием.

Однако, данная проблема достаточно распространена. Обычно у таких детей имеется неблагополучная беременность и роды. В дефектологии таких детей называют «группой риска» (3).

В дошкольной педагогике нет строгих норм речевого развития ребенка. Каждый проходит свой индивидуальный путь. Ученые считают весь период развития речи, с 1 года до 6 лет, чувствительным к восприятию окружающей речи и зависящим от различных факторов внутренней и внешней среды (3).

Однако, если вы беспокоитесь о недостаточной активности речи вашего ребенка, или если он не продвигается в своем развитии в течение 2-3 месяцев, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Вначале следует показать ребенка педиатру, и если это необходимо, педиатр направит к логопеду, отоларингологу, дефектологу, детскому неврологу или психоневрологу для консультации. После проведения диагностики врач может установить «задержку речевого развития».

Для коррекции используются физиотерапия, массаж и различные медицинские препараты. При задержке речевого развития ребенка важен комплексный подход: наблюдение врача, проведение процедур и активная помощь со стороны родителей.

Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях

Дает комментарий логопед из детской клиники «СМ-Клиника» Оксана Клоновец:

— Для развития речи необходимы слух, понимание, артикуляция, запас слов и, самое главное, мотивация. Избегайте использования гаджетов и посторонних шумов, проводите время в играх, общайтесь с ребенком, вовлекайте его в разговоры. Хорошие варианты — совместные обеды, походы в зоопарк, театр, дома к друзьям, обсуждение происходящего. Очень важен визуальный контакт. Используйте жесты, мимику, вводите ритуалы приветствия и прощания. Речь формируется в условиях эмоционального подъема и интереса. Привлекайте ребенка к своим делам, делайте что-то вместе.

Кстати,

Вот основные шаги, которые помогут вашему ребенку развить речь:

    • Поддерживайте развитие ребенка через имитации и игры — во время которых можно нарабатывать навыки самообслуживания, выполнять простые просьбы и делиться впечатлениями.
    • Уделяйте внимание развитию моторики: рисуйте, лепите, учите детей завязывать шнурки. Работайте над мелкой моторикой: учите переливать, пересыпать зёрна и так далее.
    • Занимайтесь конструированием.
    • Развивайте слуховое восприятие: ребенок должен различать звуки. Используйте звукоподражание вместе со словами о предметах или действиях, например, «собака гавкает» — «гав-гав», «водичка капает» — «кап-кап» и так далее.
    • Развивайте артикуляцию: полезно жевать курагу, проводить языком по верхней губе, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики.
    • Выполняйте задания на сортировку по размеру, форме и цвету. Это легко можно делать, используя прозрачные контейнеры для отдельного хранения игрушек, одежды и книг.
    • Развивайте словарный запас ребенка: читайте книги, играйте в сценические игры, общайтесь, рассказывайте сказки.

    Чем раньше будет преодолена задержка речевого развития, тем полнее и спокойнее пройдет общее развитие ребенка впоследствии.

    Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка

    Специалист Саид Хашба, детский невролог из филиала клиники «Хадасса» в Сколково, делится своим мнением:

    — Сначала важно понять, что вызывает задержку речи. Она может быть связана с неврологическими проблемами, возникшими из-за сложной беременности (например, хроническая гипоксия плода, внутриутробная инфекция, угроза прерывания и другие факторы) или травмы при родах. Чтобы поставить точный диагноз, нужно провести дополнительные исследования, такие как нейросонограмма (для детей с открытым большим родничком) или МРТ с наркозом. Они позволят выявить поражение головного мозга и определить степень серьезности проблемы. Основываясь на результатах, врач сможет предоставить родителям прогноз дальнейшего развития ребенка.

    Если у детей подтверждено поражение центральной нервной системы, это может указывать на задержку психомоторного развития. В таких случаях требуется комплексный подход: врач-невролог наблюдает за ребенком, идет постоянная реабилитационная терапия, а также занятия с нейропсихологом, нейродефектологом и логопедом. Невролог ставит диагноз, назначает лекарственную поддержку для коррекции неврологических дефицитов, рекомендует реабилитационную терапию и консультации других специалистов.

    После этого родителям придется быть терпеливыми и довериться реабилитационному процессу. Без регулярных занятий с дефектологом, логопедом и реабилитологом эффективность лекарственной терапии будет низкой.

    Если у ребенка наблюдается гармоничное развитие, соответствующее его возрасту, и отсутствуют патологические неврологические симптомы, но имеются выраженные нарушения психического развития, невролог рекомендует обратиться к психиатру для установления или исключения наличия патологий.

    Задержка в речевом развитии может иметь не только патологические причины. Возможно, ребенок пережил сильный стресс или испугался. В таких ситуациях невролог стремится исключить наличие патологии и также направить на консультацию к психотерапевту или психиатру.

    Врач-логопед детской клиники «СМ-Клиника» Оксана Клоновец рассказывает:

    — У нас в клинике часто обращаются родители неговорящих детей и детей с задержкой речевого развития. Чтобы для каждого ребенка выбрать оптимальные пути компенсации и коррекции, необходимо различать патологическое и задержанное развитие.

    У каждого возраста свои установленные нормы. Например, ребенок начинает ползать в 6 месяцев, а ходить — в 12 месяцев. Аналогичные нормы существуют и для оценки речевого развития. В возрасте 8-10 месяцев появляется адресованный слушателю лепет и слова «папа-мама». В 12-14 месяцев дети произносят первые слова: «дай», «буду», «киса», «баба» и так далее. В возрасте 16-20 месяцев происходит активное обогащение словарного запаса. В 18-24 месяца слова уже объединяются в фразы, формируется фразовая речь: «буду спать», «дай лялю», «хочу пить» и так далее.

    Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, возможно увеличить указанные нормы на 1 год. Это означает задержку в развитии. Всё, что превышает 1 год, считается патологией. Если ребенок в возрасте 1 года и 8 месяцев не произносит слов «мама», «папа» и не проявляет обращенного лепета, если в возрасте 2 года и 2 месяцев нет первых слов, если в возрасте 3 лет не появляются грамматически правильно строенные фразы, то это считается патологическим развитием.

    Задержанное и патологическое развитие могут быть вызваны следующими причинами:

    • Снижение слуха и зрения.
    • Врожденная слабость или патологии мышц, отвечающих за органы речи.
    • Нарушения развития головного мозга вследствие органических повреждений, возникших в перинатальном периоде.
    • Травмы и воспалительные заболевания головного мозга.
    • Поражения центральной нервной системы.
    • Внешние факторы, такие как социально-психологические и бытовые условия: педагогическое запущение, семейное двуязычие, нервная обстановка в доме.
    • Если возникают проблемы с развитием речи у ребенка, родители не должны просто ждать, а немедленно обращаться к специалистам. Чем быстрее вы обратитесь к логопеду, тем больше шансов на полное или частичное восстановление речи. Также может понадобиться помощь невролога, психиатра, дефектолога, психолога, стоматолога и других специалистов.

    Не теряйте время, если ваш ребенок имеет проблемы с развитием речи. Вместо ожидания, сразу обратитесь за помощью к профессиональным специалистам. Чем раньше вы обнаружите отклонения и приступите к лечению, тем больше вероятность полной или частичной реабилитации.

    Читайте также

    Вопросы и ответы о задержке речи у двухлетних детей

    На все вопросы о проблемах с речью у двухлетних детей сможет ответить профессиональный логопед-дефектолог Светлана Каткова.

    Нужно ли обратиться к логопеду, если ребенок не начинает говорить в 2 года?

    Если ребенок не произносит ни одного слова или у него очень мало слов (не более 20), если он плохо понимает речь и имеет трудности с вниманием и памятью, то стоит обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу.

    Какое количество слов должен знать и использовать ребенок в возрасте 2 лет?

    Развитие речи является одной из самых сложных когнитивных функций, предназначенной для коммуникации и выражения мыслей. Чтобы речь развивалась и функционировала полностью, у ребенка в определенный возраст должны быть хорошо усовершенствованы такие функции как речеприем: слуховой, зрительный и тактильный; крупная и мелкая моторика; внимание; память; коммуникативная способность.

    К двум годам ребенок уже должен иметь около 1000 слов в своем словарном запасе и быть способным использовать около 400 слов в устной речи. Он может составлять самые простые фразы, например:

    • «мама дай мять» — вместо «мама дай мяч»,

    • «ати еде сипе» — вместо «смотри, едет велосипед» и т.д.

    Звуконаполнение слов пока может быть неправильным, количество слогов может быть меньше, чем необходимо, а фразы могут быть несогласованными грамматически, однако речь уже выполняет свою основную функцию — коммуникацию.

    Что способствует развитию речи у ребенка?

    Прежде всего, необходимо развивать моторные навыки, координацию движений, мелкую моторику и артикуляцию. Все это можно сделать с помощью простых упражнений.

    Для развития речи у ребенка важно также развивать социальное взаимодействие с близкими людьми. Необходимо уделять время для общения с ребенком, развивать его интересы. Родителям также следует заниматься развитием восприятия (включая зрительное, слуховое и тактильное) и внимания, обращать внимание на неречевые звуки.

    Источники

      1. А. Н. Веракса. Развитие речи в дошкольном детстве // Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика», 2009.
        URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-v-doshkolnom-detstve
      2. Н. Н. Заваденко. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога // Журнал «Вопросы современной педиатрии», 2015.
        URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otstavanie-razvitiya-rechi-v-praktike-pediatra-i-detskogo-nevrologa
      3. Л. А. Боровцева, Л. Ф. Козодаева. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Журнал «Гаудеамус», 2015.
        URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta

Вам будет полезно знать

Топ Идей Классных Подарков Девушкам На 8 Марта
Роза Юбилей Принца Монако Описание Фото Отзывы Посадка И Уход
Хургада Самый Русский Курорт На Красном Море
Направление Протектора Правила Зимней Езды
Карачун Корочун - 22 декабря История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023
День памяти святых Петра и Февронии - 8 июля История и особенности праздника в проекте Календарь Пр
Анатолийская Овчарка Собака Фото Характер Описание Породы
День осеннего равноденствия - 23 сентября История и особенности праздника в проекте Календарь Празд
Ориентальная Кошка Ориентал Фото Характер Описание Породы
Международный день борьбы с незаконным несообщаемым и нерегулируемым промыслом - 5 июня История и о
7 Лучших Экскурсий Из Сиде
Пост перед праздником Седе - 20 сентября История и особенности праздника в проекте Календарь Праздн
День сони - 27 июля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023
Всемирный день психического здоровья - 10 октября История и особенности праздника в проекте Календа
День матери в Австралии - 14 мая История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 202
Как Правильно Чистить Зубы Ребенку Пошаговая Инструкция От Педиатров Для Детей Разного Возраста С Ви
Международный день делегата - 25 апреля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздни
Как Ухаживать За Ломкими Волосами
Булгур Что Это За Крупа И Как Ее Варить
День Парижской коммуны - 18 марта История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 20