Задержка развития речи у двухлетнего ребенка
Подход к развитию речи у каждого родителя индивидуален. Один из них паникует и незамедлительно записывает своего ребенка на прием к специалистам, в то время как другие не считают это чем-то страшным и не спешат событиями. Что делать, если двухлетний ребенок не говорит? Обратимся за советом к логопедам и неврологу.
Двухлетний ребенок не говорит. Фото: shutterstock.com
Было бы замечательно, если двухлетний ребенок уже знал много слов и умел составлять предложения, однако, к сожалению, это не всегда так. Есть семьи, которые прилагают большие усилия и не могут понять, почему их ребенок не говорит в 2 года. Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, так как количественные показатели, такие как количество используемых слов и правильно произносимых звуков, не являются единственными критериями речевого развития (1).
У некоторых детей в возрасте двух лет наблюдается активная речевая коммуникация, в то время как другие остаются молчаливыми ближе к трех лет. Они кажется «накапливают» аудиальные образы. Однако впоследствии может произойти резкий скачок. Иногда малыш начинает говорить о множестве вещей одновременно, используя краткие фразы. Однако они обычно произносят слова менее точно, чем дети, у которых речь развивается равномерно.
Как узнать, следует ли беспокоиться, если ребенок не говорит в два года, и обратиться за помощью к специалистам? Давайте выясним это у экспертов.
Что нужно знать о развитии речи двухлетнего малыша
Особенности произношения | Речевые органы у малыша уже достаточно сформировались, мышцы губ, челюстей и языка работают согласованно. Однако некоторые звуки, особенно шипящие, пока ему трудно произносить |
Расширение словарного запаса | Около 300 слов, большая часть из них — существительные |
Понимание речи | Ребенок легко понимает небольшие рассказы без помощи демонстрации или иллюстраций |
Освоение грамматической структуры | Говорит фразами из 2-3 слов. Восклицательные или повествовательные предложения состоят из подлежащего и сказуемого или из сказуемого и дополнения |
Стиль общения | Развивается речевое общение, однако в большинстве случаев ребенок предпочитает общаться только с близкими или хорошо знакомыми людьми |
Ребенок в двухлетнем возрасте не произносит слово «мама»
Задержка в развитии речи — не редкость. Иногда к двум годам ребенок почти не говорит и даже не произносит слово «мама». В этом случае важно выяснить причину задержки.
Если один из родителей также начал говорить сравнительно поздно, возможно, это связано с генетикой. Возможно, у самого ребенка проблемы со слухом, которые ранее не были обнаружены врачом. Когда ребенок плохо слышит то, что говорят его окружающие, он не может подражать, и в результате его речевое развитие задерживается. Задержка в развитии речи также может быть вызвана нарушениями в артикуляционном аппарате, аутизмом, отставанием в психическом развитии, недостаточным вниманием со стороны взрослых или пережитым стрессом (2).
Иногда двухлетний ребенок называет всех членов своей семьи: отца, бабушку, дедушку, даже домашних животных, — но не произносит слово «мама». Беспокоиться не стоит, нужно просто дать ему время. Эту трудность обычно легко устранить с помощью доброжелательного подхода и грамотной коррекции. Также полезно чаще обращаться к себе в общении с ребенком: «мама просит», «мама видит», «мама хочет», и просить других членов семьи использовать это слово.
Ребенок в возрасте 2 лет не произносит слов, а издает звуки
Что делать, если ребенок в двухлетнем возрасте не произносит даже простые слова, а только издает звуки? Если малыш понимает ваши просьбы, указывает пальцем на то, что его заинтересовало, и проявляет жестами и звуками желание попить, получить нужную вещь или показать что-то, значит, его понимание не нарушено. Просто развитие речи немного отстает от нормы.
В этом возрасте речь развивается через звукоподражание. Продолжайте заниматься с ребенком. Произносите названия предметов четко и разборчиво, чтобы он видел, как вы двигаете губами. Предлагайте игры с звукоподражанием, например, пусть ваш малыш послушает, как курочка, лошадка, собачка или кошка издают звуки. Учите его подражать хлопкам, щелчкам или писку. Чтобы расширить его пассивный словарный запас, занимайтесь с ним карточками, на которых изображены знакомые предметы.
Ребенок в возрасте 2 года не способен говорить фразами и предложениями
Фото: Yousef Espanioly, unsplash.com
В соответствии со стандартами развития речи, ребенок этого возраста должен быть способен произносить короткие фразы, состоящие из 2-4 слов, и задавать вопросы вроде «Что это?», «Почему?» и «Зачем?». Однако необходимо учитывать различия между 2-летним ребенком и ребенком в возрасте 2 года и 4 или 8 месяцев. Ведь после двух лет словарный запас детей стремительно расширяется и к третьему году достигает 1000-1200 слов.
У двухлетних детей есть свои особенности в построении предложений. Они активно используют существительные, глаголы, прилагательные и практически не используют числительные, причастия и деепричастия. Прилагательных достаточно для описания цвета, размера, формы, качества и характеристик различных предметов.
Если ребенок произносит одиночные слова, но пока не складывает их в предложения, это не означает, что у него задержка в речевом развитии. Вероятно, ему просто еще не подходят для этого простые фразы. Малыш учится строить фразы, слушая взрослых говорящих. Для того чтобы «разговорить» ребенка, ставьте ему развивающие вопросы: что делает лягушка, какой мячик, куда ты бежишь.
Коррекция задержки речевого развития
В данном случае следует говорить о коррекции, а не о лечении, так как задержка речевого развития не является заболеванием.
Однако, данная проблема достаточно распространена. Обычно у таких детей имеется неблагополучная беременность и роды. В дефектологии таких детей называют «группой риска» (3).
В дошкольной педагогике нет строгих норм речевого развития ребенка. Каждый проходит свой индивидуальный путь. Ученые считают весь период развития речи, с 1 года до 6 лет, чувствительным к восприятию окружающей речи и зависящим от различных факторов внутренней и внешней среды (3).
Однако, если вы беспокоитесь о недостаточной активности речи вашего ребенка, или если он не продвигается в своем развитии в течение 2-3 месяцев, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Вначале следует показать ребенка педиатру, и если это необходимо, педиатр направит к логопеду, отоларингологу, дефектологу, детскому неврологу или психоневрологу для консультации. После проведения диагностики врач может установить «задержку речевого развития».
Для коррекции используются физиотерапия, массаж и различные медицинские препараты. При задержке речевого развития ребенка важен комплексный подход: наблюдение врача, проведение процедур и активная помощь со стороны родителей.
Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях
Дает комментарий логопед из детской клиники «СМ-Клиника» Оксана Клоновец:
— Для развития речи необходимы слух, понимание, артикуляция, запас слов и, самое главное, мотивация. Избегайте использования гаджетов и посторонних шумов, проводите время в играх, общайтесь с ребенком, вовлекайте его в разговоры. Хорошие варианты — совместные обеды, походы в зоопарк, театр, дома к друзьям, обсуждение происходящего. Очень важен визуальный контакт. Используйте жесты, мимику, вводите ритуалы приветствия и прощания. Речь формируется в условиях эмоционального подъема и интереса. Привлекайте ребенка к своим делам, делайте что-то вместе.
Кстати,
Вот основные шаги, которые помогут вашему ребенку развить речь:
- Поддерживайте развитие ребенка через имитации и игры — во время которых можно нарабатывать навыки самообслуживания, выполнять простые просьбы и делиться впечатлениями.
- Уделяйте внимание развитию моторики: рисуйте, лепите, учите детей завязывать шнурки. Работайте над мелкой моторикой: учите переливать, пересыпать зёрна и так далее.
- Занимайтесь конструированием.
- Развивайте слуховое восприятие: ребенок должен различать звуки. Используйте звукоподражание вместе со словами о предметах или действиях, например, «собака гавкает» — «гав-гав», «водичка капает» — «кап-кап» и так далее.
- Развивайте артикуляцию: полезно жевать курагу, проводить языком по верхней губе, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики.
- Выполняйте задания на сортировку по размеру, форме и цвету. Это легко можно делать, используя прозрачные контейнеры для отдельного хранения игрушек, одежды и книг.
- Развивайте словарный запас ребенка: читайте книги, играйте в сценические игры, общайтесь, рассказывайте сказки.
- Снижение слуха и зрения.
- Врожденная слабость или патологии мышц, отвечающих за органы речи.
- Нарушения развития головного мозга вследствие органических повреждений, возникших в перинатальном периоде.
- Травмы и воспалительные заболевания головного мозга.
- Поражения центральной нервной системы.
- Внешние факторы, такие как социально-психологические и бытовые условия: педагогическое запущение, семейное двуязычие, нервная обстановка в доме.
- Если возникают проблемы с развитием речи у ребенка, родители не должны просто ждать, а немедленно обращаться к специалистам. Чем быстрее вы обратитесь к логопеду, тем больше шансов на полное или частичное восстановление речи. Также может понадобиться помощь невролога, психиатра, дефектолога, психолога, стоматолога и других специалистов.
- А. Н. Веракса. Развитие речи в дошкольном детстве // Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика», 2009.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-v-doshkolnom-detstve - Н. Н. Заваденко. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога // Журнал «Вопросы современной педиатрии», 2015.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otstavanie-razvitiya-rechi-v-praktike-pediatra-i-detskogo-nevrologa - Л. А. Боровцева, Л. Ф. Козодаева. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Журнал «Гаудеамус», 2015.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta
Чем раньше будет преодолена задержка речевого развития, тем полнее и спокойнее пройдет общее развитие ребенка впоследствии.
Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка
Специалист Саид Хашба, детский невролог из филиала клиники «Хадасса» в Сколково, делится своим мнением:
— Сначала важно понять, что вызывает задержку речи. Она может быть связана с неврологическими проблемами, возникшими из-за сложной беременности (например, хроническая гипоксия плода, внутриутробная инфекция, угроза прерывания и другие факторы) или травмы при родах. Чтобы поставить точный диагноз, нужно провести дополнительные исследования, такие как нейросонограмма (для детей с открытым большим родничком) или МРТ с наркозом. Они позволят выявить поражение головного мозга и определить степень серьезности проблемы. Основываясь на результатах, врач сможет предоставить родителям прогноз дальнейшего развития ребенка.
Если у детей подтверждено поражение центральной нервной системы, это может указывать на задержку психомоторного развития. В таких случаях требуется комплексный подход: врач-невролог наблюдает за ребенком, идет постоянная реабилитационная терапия, а также занятия с нейропсихологом, нейродефектологом и логопедом. Невролог ставит диагноз, назначает лекарственную поддержку для коррекции неврологических дефицитов, рекомендует реабилитационную терапию и консультации других специалистов.
После этого родителям придется быть терпеливыми и довериться реабилитационному процессу. Без регулярных занятий с дефектологом, логопедом и реабилитологом эффективность лекарственной терапии будет низкой.
Если у ребенка наблюдается гармоничное развитие, соответствующее его возрасту, и отсутствуют патологические неврологические симптомы, но имеются выраженные нарушения психического развития, невролог рекомендует обратиться к психиатру для установления или исключения наличия патологий.
Задержка в речевом развитии может иметь не только патологические причины. Возможно, ребенок пережил сильный стресс или испугался. В таких ситуациях невролог стремится исключить наличие патологии и также направить на консультацию к психотерапевту или психиатру.
Врач-логопед детской клиники «СМ-Клиника» Оксана Клоновец рассказывает:
— У нас в клинике часто обращаются родители неговорящих детей и детей с задержкой речевого развития. Чтобы для каждого ребенка выбрать оптимальные пути компенсации и коррекции, необходимо различать патологическое и задержанное развитие.
У каждого возраста свои установленные нормы. Например, ребенок начинает ползать в 6 месяцев, а ходить — в 12 месяцев. Аналогичные нормы существуют и для оценки речевого развития. В возрасте 8-10 месяцев появляется адресованный слушателю лепет и слова «папа-мама». В 12-14 месяцев дети произносят первые слова: «дай», «буду», «киса», «баба» и так далее. В возрасте 16-20 месяцев происходит активное обогащение словарного запаса. В 18-24 месяца слова уже объединяются в фразы, формируется фразовая речь: «буду спать», «дай лялю», «хочу пить» и так далее.
Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, возможно увеличить указанные нормы на 1 год. Это означает задержку в развитии. Всё, что превышает 1 год, считается патологией. Если ребенок в возрасте 1 года и 8 месяцев не произносит слов «мама», «папа» и не проявляет обращенного лепета, если в возрасте 2 года и 2 месяцев нет первых слов, если в возрасте 3 лет не появляются грамматически правильно строенные фразы, то это считается патологическим развитием.
Задержанное и патологическое развитие могут быть вызваны следующими причинами:
Не теряйте время, если ваш ребенок имеет проблемы с развитием речи. Вместо ожидания, сразу обратитесь за помощью к профессиональным специалистам. Чем раньше вы обнаружите отклонения и приступите к лечению, тем больше вероятность полной или частичной реабилитации.
Читайте также
Вопросы и ответы о задержке речи у двухлетних детей
На все вопросы о проблемах с речью у двухлетних детей сможет ответить профессиональный логопед-дефектолог Светлана Каткова.
Нужно ли обратиться к логопеду, если ребенок не начинает говорить в 2 года?
Если ребенок не произносит ни одного слова или у него очень мало слов (не более 20), если он плохо понимает речь и имеет трудности с вниманием и памятью, то стоит обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу.
Какое количество слов должен знать и использовать ребенок в возрасте 2 лет?
Развитие речи является одной из самых сложных когнитивных функций, предназначенной для коммуникации и выражения мыслей. Чтобы речь развивалась и функционировала полностью, у ребенка в определенный возраст должны быть хорошо усовершенствованы такие функции как речеприем: слуховой, зрительный и тактильный; крупная и мелкая моторика; внимание; память; коммуникативная способность.
К двум годам ребенок уже должен иметь около 1000 слов в своем словарном запасе и быть способным использовать около 400 слов в устной речи. Он может составлять самые простые фразы, например:
• «мама дай мять» — вместо «мама дай мяч»,
• «ати еде сипе» — вместо «смотри, едет велосипед» и т.д.
Звуконаполнение слов пока может быть неправильным, количество слогов может быть меньше, чем необходимо, а фразы могут быть несогласованными грамматически, однако речь уже выполняет свою основную функцию — коммуникацию.
Что способствует развитию речи у ребенка?
Прежде всего, необходимо развивать моторные навыки, координацию движений, мелкую моторику и артикуляцию. Все это можно сделать с помощью простых упражнений.
Для развития речи у ребенка важно также развивать социальное взаимодействие с близкими людьми. Необходимо уделять время для общения с ребенком, развивать его интересы. Родителям также следует заниматься развитием восприятия (включая зрительное, слуховое и тактильное) и внимания, обращать внимание на неречевые звуки.
Источники