«Нужно мне это!»: как научить детей распоряжаться средствами
Пристрастные крики «хочу!» в торговом центре, резкая критика со стороны родителей: возможно, каждый из нас стал свидетелем таких трогательных моментов. Вместе с Екатериной Болышевой, педагогом-психологом, мы учимся избегать ошибок, которые могут привести к публичной истерике детей в магазине
«Нужно мне это!»: как научить детей распоряжаться средствами
Пристрастные крики «хочу!» в торговом центре, резкая критика со стороны родителей: возможно, каждый из нас стал свидетелем таких трогательных моментов. Вместе с педагогом-психологом Екатериной Болышевой мы учимся исключить ситуации, которые могут привести к публичной истерике детей в магазине
«Нужно мне это!»: как научить детей распоряжаться средствами
Пристрастные крики «хочу!» в торговом центре, резкая критика со стороны родителей: возможно, каждый из нас столкнулся с такими трепетными ситуациями. Вместе с Екатериной Болышевой, нашим педагогом-психологом, мы изучаем, как избежать ошибок, которые могут привести к публичной истерике детей в магазине
«Нужно мне это!»: как научить детей распоряжаться средствами
Пристрастные крики «хочу!» в торговом центре, резкая критика со стороны родителей: возможно, каждый из нас оказывался свидетелем таких душераздирающих сцен. Вместе с педагогом-психологом Екатериной Болышевой мы изучаем методы избегания ошибок, которые могут привести к детским истерикам в магазине
«Хочу приобрести, просто хочу!»
— Имеются соблазн купить что-то у каждого человека, — утверждает Екатерина Васильевна. — Однако взрослый может справиться с ним, а деткам сложно понять, почему нельзя, если они хотят это. И если для двухлетнего ребенка магазин — это игра (он кладет вещи в корзину, а мама не заметно убирает их — ребенок этого не заметит), то карапузы в возрасте два с половиной — три года уже стремятся быть самостоятельными. Желание купить приобретает особую остроту. Именно они начинают просить.
Привычно, детишек можно разделить на две категории по типу поведения.
- Использование приема жалости — ребенок старается показать, что очень хочет получить что-то, с помощью воплей «Мама, купи!».
- Манипуляция общественностью — если окружающие подходят к делу серьезно (например, какая-нибудь бабушка скажет, что мама должна приобрести ребенку что-то), то интерес к процессу у ребенка возрастает еще больше.
Чтобы избежать беспорядка и слезы
- Составьте список покупок. Это поможет экономить время в магазине и у вашего ребенка будет меньше соблазнов. Постарайтесь объяснить, почему вы покупаете тот или иной продукт. Например: «Для борща нам нужна картошка, свекла, морковь, а конфеты не подходят для супа».
- Учите своих детей правилам поведения в магазине так же, как и правилам поведения в общественном транспорте или у гостей.
- Не делайте необдуманных покупок в присутствии ребенка. Не говорите вслух: «Куплю йогурт. Нет, лучше творожок. Или может быть сырки?» Ребенок понимает, что вы готовы купить что угодно, потому что даже вы не знаете, чего вы хотите.
- Выделяйте желания ребенка. Разделите покупки на дорогие и недорогие, необходимые и ненужные, качественные и некачественные, соответствующие возрасту и не соответствующие возрасту.
- Дайте вашему ребенку возможность играть в роль покупателя с трехлетнего возраста. Предоставьте ему список покупок с картинками, чтобы он мог самостоятельно выбирать нужные продукты, например йогурт. Несмотря на то, что это может занять некоторое время, ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в семейные дела.
- Избегайте стояния в очереди у касс. В большинстве случаев в этой зоне можно найти товары для детей. Если очередь все же есть, попросите ребенка помочь выложить продукты из корзины на ленту, чтобы у него не было скучно.
- Установите ограничение в расходовании денег. Если вы отправляете ребенка в магазин в возрасте от 6 до 7 лет, договоритесь о том, что он обязательно должен купить. Например, дайте ему 100 рублей на молоко и хлеб, а сдачу позвольте потратить на свое усмотрение. Таким образом, ребенок сможет самостоятельно выбирать, но будет ограничен в распоряжении деньгами. Это поможет сформировать у него ответственность и самостоятельность.
Рейтинг КП
Если началась истерика
Повторяйте, как мантру на просьбы ребенка: «Если я хочу научить мальчика или девочку управлять своими желаниями и не впадать в истерику, я буду действовать спокойно, решительно и настойчиво. Я не пойду на провокации. Я не буду кричать и не буду бить малыша».
Вот алгоритм дальнейшего поведения:
- Говорите спокойным голосом, что не будете покупать игрушку, если ребенок будет так себя вести. Можете сказать: «Мы должны уйти из магазина, потому что ты мешаешь другим». Кстати, многие родители больше боятся не истерики ребенка, а негативной реакции окружающих на нее.
- Если ребенок продолжает орать, отправляйтесь к выходу, сохраняя при этом ребенка в поле зрения: неведомо, как он поведет себя в такой момент. Малыш может пойти за вами, унося с собой игрушку. В таком случае оставьте все покупки вместе с тем, что взял ребенок, и отправляйтесь к выходу. Если ребенок не идет — возьмите его на руки и унесите.
- На улице не кричите, не ударяйте и не воздействуйте на совесть. Ребенок просто не может справиться с эмоциями из-за своего возраста. Лучше обнимите его, поцелуйте и расскажите о своих чувствах: «Мне было плохо, неловко, надеюсь, что ты больше не будешь так себя вести. Я понимаю, что ты очень хочешь этот предмет, но сейчас я не могу его купить». (Таким образом можно разговаривать с детьми в возрасте от 3,5 лет. С более маленькими детьми отвлечь их от проблемы намного проще.)
На заметку
Важно!
Нельзя всегда отказывать
Родителям важно понимать просьбы и желания ребенка. Поэтому детям не всегда нужно слышать отказ. Выделите время, скажите ребенку: «Мне тоже очень нравится этот мячик, давайте пройдемся по магазину и я подумаю, можем ли мы его купить». Тогда вы сможете принять решение, покупать или нет игрушку, вместо того чтобы автоматически отказывать.
Подробнее на сайте
Когда следует обратиться к специалисту?
Если вы регулярно наблюдаете один или несколько из следующих признаков, вам следует обратиться к психологу или неврологу.
- Если вашему ребенку уже больше 4 лет, но у него все время возникают проблемы. Это может быть сигналом о неэффективном процессе воспитания.
- Если ваш ребенок начинает проявлять агрессию в магазине: он обзывается, топает ногами, бьется кулаками.
- Если у ребенка учащается дыхание, кожа становится синей, и он начинает задыхаться.
- Если ребенок начинает бить самого себя и причинять себе вред.
- Если после истерики ребенок становится слабым и усталым.
- Если после длительных истерик у ребенка начинается рвота или недержание мочи.
Во всех остальных случаях вы можете справиться с истериками самостоятельно.