Кризис 3 Лет У Ребенка Признаки И Симптомы Сколько Длится И Как Проявляется Что Делать Родителям Как

Полезно знать Кризис 3 Лет У Ребенка Признаки И Симптомы Сколько Длится И Как Проявляется Что Делать Родителям Как

Фаза трех лет у малыша

Практически все родители сталкиваются с тем, что их ребенок в возрасте от 2 до 3 лет внезапно начинает делать все наоборот: не слушается, разбрасывает игрушки, кричит, плюется или даже использует кулаки. Мы расскажем, почему так происходит и что необходимо знать о фазе трех лет у ребенка

Фаза трех лет у ребенка. Фото: shutterstock.com

Отношения родителей и детей в определенные периоды испытываются. Они могут укрепиться, а могут и пострадать. Как себя вести родителям в ситуации конфликта или непослушания, что делать, если у ребенка началась фаза трех лет? Мы разбираемся в ситуации совместно с психологами.

Важная информация о трехлетнем кризисе у ребенка

Отрицательные аспекты кризиса Предсказуемость поведения, послушание, позитивность
Благоприятные последствия кризиса Стремление к достижению цели, самоуважение, гордость за свои результаты и желание быть независимым.
Факторы, вызывающие кризис Желание психологически оттолкнуться от родителей, стремление быть независимым и максимально самостоятельным. Потребность в самоутверждении.

Приводы появления кризиса в течение 3 лет

Это время, когда ребенок переходит от раннего детства к дошкольному. Это важный этап в его развитии, когда он стремится выразить свою самостоятельность и независимость от родителей, ставить на свои решения и показывать взрослым, что его мнение имеет значение. Узнайте об основных причинах, вызывающих такие изменения в его поведении в этот период.

Появление новых ограничений

Возраст трех лет характеризуется резким повышением активности и познавательного интереса у ребенка. Принимая во внимание постоянное исследование окружающего мира, родители все чаще вводят дополнительные ограничения. Однако, малыш не согласен с этим. Он помнит, как до этого момента все его желания безоговорочно исполнялись. Для него такая ситуация представляет собой новинку, и он выражает свое недовольство введением нового порядка.

Ребенок стремится к образу взрослого

Трехлетний малыш имитирует своих родителей во всем: в поступках, действиях и взаимоотношениях со сверстниками. Он думает, что уже стал взрослым.

Психологическое исследование (1) проводили, задавая вопрос дошкольникам: «Кто ты — большой или маленький?». Трехлетние дети утверждали: «Я большой!». А пятилетние дети реалистичнее оценивали себя и отвечали: «Я маленький!».

В этом «кризисном» возрасте ребенок действительно верит, что он что-то важное печатает на компьютере или готовит настоящую кашу в своей кастрюле. По его мнению, он может делать все так же, как его родители. Но почему-то родители не согласны с ним.

Развитие речи

Малыш начинает использовать слова «я», «хочу — не хочу», «нет», «не буду». Трехлетний ребенок пытается выяснить их значения, применяя в различных ситуациях (2).

Сложный выбор между «хочу» и «надо»

У ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, он хочет действовать самостоятельно («хочу»), с другой стороны, он должен соответствовать требованиям родителей («надо»).

Взрослые считают, что малыш упрямится. На самом деле, он просто не знает, как поступить. Ребенок чувствует внутреннее беспокойство, так как ему приходится делать выбор между этими противоположными полюсами. В результате возникают истерики «на месте» (3).

Каким образом возникает кризис у трехлетнего ребенка?

Фото: pixabay.com

Отрезок времени от 2 года и 1 месяца до 2 лет и 9 месяцев считается предкризисной фазой.

Но настоящий кризис обычно начинается после 2 лет и 10 месяцев. У девочек первые признаки появляются раньше, чем у мальчиков: они начинают говорить слова «я», «я сама», «хочу — не хочу», «буду — не буду» (4) в более раннем возрасте.

Признаки и симптомы кризиса в трехлетнем возрасте у ребенка

У ребенка в трехлетнем возрасте не обязательно проявляются все особенности кризиса. Это зависит от характера ребенка, стиля его воспитания в семье и взаимоотношений с родителями.

Негативное поведение

В возрасте трех лет дети начинают делать все наоборот. Они делают это по просьбе взрослых. Ребенок даже готов отказаться от своих собственных желаний. Если раньше, когда у ребенка возникал какой-либо побуждающий его желание, он старался его сразу же реализовать, то теперь маленький ребенок может становиться наперекор своим интенциям.

Вот пример. Трехлетнего ребенка попросили прочитать стихотворение Александра Пушкина. И он даже пытается сделать это «наоборот»: «И не по синим, и не по волнам, и не по океану, и не по звездам, и не блещут, и не в небесах» (5).

Стойкость

Малыш проявляет стойкость в своем решении именно потому, что он явно выразил свою позицию перед родителями. Упрямец желает, чтобы его взгляды были уважаемы. Например, когда ребенка приглашают обедать, а он заверил, что будет играть. Даже если малыш уже не испытывает желания играть, и он бы с удовольствием пошел перекусить, малыш все равно не сдается и выступает настойчиво.

Самостоятельность

Малыш выражает свое нежелание принять установившийся режим жизни: повседневные обязанности и распорядок дня. Например, отказывается ложиться спать в определенное время или осуществлять уборку после игр. Ребенок неудовлетворен всеми предложениями, которые ему делают. И даже после экскурсии в его любимый зоопарк, он неизменно утверждает, что ему там не понравилось.

Протест-бунт

В семьях, где родительское поведение с малышом не проявляет гибкости, и в которых присутствует множество строгих правил, конфликты случаются систематически. Ребенок словно оказывается в состоянии борьбы с ними.

Своеволие

Малыш предпочитает решать и делать все самостоятельно. Он не желает, чтобы взрослый помогал ему в чем-либо. Данная черта, сама по себе полезная в данном возрасте, приобретает у ребенка в возрасте 3 лет чрезмерные формы. Малыш стремится делать то, на что он еще не в силах.

Размытие ценности

Все, что когда-то было драгоценным для ребенка, теперь утратило свою ценность: привычки, нормы поведения, близкие взрослые и сверстники. Например, малыш может небрежно обращаться с любимой игрушкой, выбрасывать ее или намеренно поломать. Это является проявлением изменения его отношения к самому себе и окружающему миру. Он может говорить, что «мама плохая», или выбрасывать фразы «я тебя не люблю» в адрес отца. Не стоит воспринимать эти слова всерьез, но необходимо пресекать такое поведение.

Деспотическое поведение детей

Дети иногда стремятся навязывать свою волю взрослым. Они диктуют, что им хочется есть на обед, когда им хочется гулять, и могут испытывать негативные эмоции, если взрослые уходят или заняты чем-то другим. Если в семье есть другие дети, то младший ребенок может проявлять ревность и нетерпимость к ним.

В редких случаях такое поведение у детей может быть связано с невротическими реакциями, такими как беспокойный сон, страхи, затруднения в речи, повышенная эмоциональная возбудимость, а также соматические и психосоматические реакции (6).

Показать еще

Как проявляется и сколько длится трехлетний кризис у ребенка

Длительность трехлетнего кризиса может быть разной — от нескольких месяцев до года. Ученые провели исследования и обнаружили, что симптомы трехлетнего кризиса наиболее ярко проявляются у детей в возрасте от 2 годов 10 месяцев до 3 лет 6 месяцев (7).

В этот период дети становятся чрезвычайно чувствительными, сильно реагируют на критику или замечания. Постепенно возникают уязвимость, тревожность, повышенная эмоциональная реактивность и непредсказуемость поведения. Иногда обычная просьба может вызвать непропорциональную реакцию (8). У ребенка возникает искушение противостоять обстоятельствам или взрослому.

Чем сильнее эмоциональная поддержка со стороны родителей, тем меньше проявляются в поведении ребенка негативность и невротические реакции.

Когда закончится сложный период у трехлетнего ребенка?

Обычно сложный период у детей заканчивается около 4-х лет. Одним из показателей того, что этот период пройден, является полноценная сюжетно-ролевая игра. Ребенок с большим удовольствием пытается быть похожим на своих родителей, а его воображение помогает ему в этом.

Во время игры малыш имитирует различные жизненные ситуации, где он играет роль взрослого. В этой фантазийной среде трехлетний ребенок решает все противоречия: он может делать все самостоятельно и вести себя как взрослый, без конфликтов с родителями.

Кстати,

Советы по взаимодействию с детьми и преодолению этого времени

Родителям важно помнить, что поведение ребенка в этот период не является умышленным или злонамеренным. У него происходит перестройка отношений с окружающим миром и самим собой. Поэтому родителям нужно помочь ребенку пройти через это непростое время.

В данном случае нет универсального решения. Как и во всех конфликтах, необходимо применять различные стратегии поведения. Впоследствии ребенок будет использовать их в решении сложных ситуаций. Поэтому гибкость здесь является ключевым аспектом: нужно быть готовыми и отступить, и настоять, и воспользоваться игрой для отвлечения. Например, если ребенок бежит на проезжую часть дороги, здесь не до разговоров. А если он не хочет есть суп, можно идти на шаг навстречу или предложить альтернативу.

Вот несколько дополнительных советов.

Не запрещайте, а проявляйте заботу

Когда у ребёнка возникает непослушание, не следует ему угрожать, говоря: «Оставлю тебя одного здесь», или «отдам дяде, бабе-яге» и так далее.

Вместо этого покажите ему, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, что тебе хочется поиграть больше, но пришло время идти спать».

Докажите, что любите ребёнка в любой ситуации

Когда ребёнок впадает в истерику, он не воспринимает логические аргументы. В этот момент более важна интонация: следует говорить успокаивающим голосом. Обнимите его, утешьте и дайте понять, что даже в этой ситуации вы его любите. А затем объясните ему, что он сделал не так.

Призывы вроде «успокойся», «не кричи», «не ной» не срабатывают. Они вызывают только больший протест и приводят к продолжительной истерике.

Приведите себя в покой

Сложно оставаться спокойным, когда трехлетний малыш испытывает ваше терпение. Но если родитель находится в возбужденном состоянии, он не сможет успокоить ребенка. Перед тем как сказать что-то малышу, сделайте небольшой перерыв: проведите несколько глубоких вдохов и выдохов или попейте стакан воды. Наглядно покажите своим примером, как нужно выходить из подобной ситуации. Дети копируют наше поведение.

Попробуйте заигрывание с обратной стороны

Когда маленький отпетушок отказывается выполнять какое-либо действие, можно попробовать использовать его же тактику: сделать наоборот. Ребенок не хочет надевать одежду, скажите ему: «Не надевай футболку». Однако, нельзя часто прибегать к такому подходу.

Предоставьте свободу при контроле

Активность ребенка не должна быть подавлена. Она необходима для гармоничного развития. Найдите вариант, где он может проявить свою фантазию в безопасной среде. Например, нельзя бегать вдоль дороги, но можно на огороженной территории.

Интересно

Дайте выбор

Позвольте ребенку почувствовать себя важным. Позвольте ему самостоятельно выбрать, что поесть на завтрак: кашу или сырники, какую футболку надеть — синюю или красную. С течением времени ребенок сможет предлагать свои собственные варианты.

Поощряйте

Обязательно поощряйте трехлетнего ребенка за каждую инициативу. Ведь в этом возрасте у него появляется новое качество — гордиться своими достижениями (8).

Используйте художественное творчество для преодоления неприятных моментов

Подобные занятия без использования слов способствуют снятию стресса и успокоению. Если у вас был тяжелый день, вы можете взять краски и вместе с ребенком нарисовать свое эмоциональное состояние. Пусть это будут абстрактные картины. Главное — выразить свои эмоции на бумаге.

Запомните

Дайте ребенку возможность ощутить себя «как мама или папа»

Разрешите малышу проявить свою независимость. Например, вовлекайте его в выполнение домашних дел. Попросите его о помощи или совете: «Помоги мне открыть дверь», «Где лучше повесить твой рисунок?».

Таким образом, у него укрепится вера в свои способности. Чем больше ограничений в самостоятельности у ребенка, тем более активным становится у него кризис.

Старайтесь поддерживать единство в требованиях к ребенку

В случае, когда в семье возникают различия в подходах к воспитанию между родителями, бабушками и дедушками, детям сложно разобраться, как им следует действовать и что допустимо или недопустимо. Например, мама запрещает своему сыну или дочери залазить на подоконник, в то время как папа разрешает, а бабушка в зависимости от настроения. В результате, ребенку приходится учитывать множество факторов, чтобы принять решение, и его поведение становится только хуже.

Оценки психологов поведению детей в период кризиса трех лет

Любовь Григорович, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа, поделилась своим мнением:

— Кризис является неотъемлемой частью нашего жизненного пути и отражает индивидуальные особенности каждого человека. Поэтому детские и взрослые кризисы могут сильно отличаться у разных людей. Проявление этих кризисов в первую очередь зависит от таких факторов, как темперамент ребенка, состояние его нервной системы и общее физическое здоровье. Социальный фактор, который влияет на характер такого возрастного периода, является уровень эмоционального благополучия и характер детско-родительских отношений в период перед кризисом.

Не стоит забывать, что кризис в течение трех лет связан с формированием личности и самостоятельности. Дети, у которых родители осознанно и внимательно заботятся о них, проходят через этот период легче и быстрее. Если у вашего ребенка есть острые или тяжелые проблемы во время кризиса, не стесняйтесь обратиться к семейному психологу.

Одной из основных причин непослушания детей в данном периоде является строительство новых границ. Малыш решает определенные вопросы, испытывая взрослого и задавая себе важный вопрос: «Будут ли меня родители любить, если я буду плохо себя вести?». Кроме того, ребенок нарушает правила (бросает еду на пол, пачкает стены и т. д.) для того, чтобы понять, насколько необходимо соблюдать установленные требования. Реакция взрослых на такое поведение учитывается малышом при формировании его понимания о социальных требованиях и нормах. Проявление провокационного поведения во время кризисной ситуации позволяет ребенку убедиться в любви родителей и усвоить нормы социально приемлемого поведения.

Своим мнением делится Юлия Кобазева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского института психоанализа:

В течение трех лет, когда ребенку исполняется 3 года, происходят значительные изменения в его психике. В этом возрасте появляется так называемая «система-Я», которая включает в себя определенное понимание ребенком самого себя и его отношение к себе. Это является очень важным шагом в развитии самосознания. Также в этом возрасте ребенку приходит желание действовать по своему усмотрению, а не только следовать указаниям взрослых. Часто ребенок выражает это желание словами «я сам». Одновременно с этим, возникает и чувство гордости за собственные достижения, поскольку теперь ребенок может сделать многое самостоятельно. Вот почему можно сказать, что основной психологическим смыслом кризиса в 3 года являются появление системы-Я, развитие самостоятельности и чувство гордости за достижения.

Какие проявления мы можем наблюдать у малыша? Взрослые сталкиваются с целым набором признаков: непокорность, упрямство, непослушание, своенравие, протест, пренебрежение близких, деспотизм. Все эти признаки указывают на то, что ребенок хочет быть самостоятельным, но по разным причинам ему это не всегда удается. Решением этого противоречия является появление игры как особого вида деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Главная задача взрослого на этом этапе — помочь ребенку применить свои способности и желания как в реальной жизни (привлечь его к некоторым простым домашним делам: помочь накрыть стол, помыть посуду «как взрослый» и т.д.), так и в игровом плане, например, вместе с ребенком разыгрывать простые сюжеты, давать значение его действиям с предметами и игрушками.

Читать далее

Часто задаваемые вопросы и ответы

В период детского кризиса у родителей возникает множество вопросов. Мы предоставляем ответы на некоторые из них вместе с нашими экспертами.

Возможно ли избежать кризиса у ребенка в 3 года?

— Невозможно избежать кризиса, и в действительности это необходимо. — считает Любовь Григорович. — Это период роста, время, когда складываются новые формы взаимоотношений с самим собой и миром. Такие обновления способствуют развитию и личностному росту. Просто иногда кризис проходит достаточно мучительно, и родители стремятся закончить или щелкнуть пальцами, чтобы его избежать. «Мягкий» проход кризиса, конечно, менее огорчает взрослых. Тем не менее, необходимо понимать, что острота кризиса не влияет на качество его результатов и приобретений.

Когда нужно обратиться к психологу во время трехлетнего кризиса?

— Основная причина обращения к специалисту заключается в том, что родителям причиняют психологический дискомфорт или страдание поведение и поведение их ребенка, — говорит Любовь Григорович. — Психолог — это специалист, чьи профессиональные навыки позволяют помочь родителям найти способы эмоционального взаимодействия с ребенком во время этого непростого периода его жизни. Важно помнить, что трехлетний кризис является сложным не только для родителей, но и для самого ребенка, который часто не понимает, что с ним происходит и почему он ведет себя так. Испытываемые во время кризиса эмоции, такие как упрямство, негативизм, непослушание и т.д., могут быть причиной обращения к психологу.

Какие еще периоды кризиса могут произойти с ребенком при его становлении во взрослого?

— Когда мы говорим о возрастных кризисах, известный российский психолог Лев Выготский отмечает, что это нормальные периоды развития, которые необходимы для психического развития ребенка. В стабильных возрастах все основные изменения в психике происходят медленно и систематически. В критических возрастах они происходят быстро и «революционным образом», — объясняет Юлия Кобазева. — За всю детскую жизнь мы можем наблюдать несколько таких возрастных периодов: кризис новорожденности, кризис в год, кризис в три года, кризис в семь лет, предподростковый кризис. В каждом из них старая система взаимоотношений ребенка с окружающими (социальной ситуации развития, как говорит Выготский) разрушается и возникает новая система, которая позволяет ребенку войти в новый возраст и перейти на новый этап развития.

Источники:

  1. Тайная опора ребенка: роль привязанности в его жизни / Петрановская Л. В. // М.: АСТ, 2022.
    URL: https://educ.wikireading.ru/amp9142
  2. Психология возрастных кризисов: исследование К. Н. Поливановой // М.: Академия, 2000.
    URL: https://www.studmed.ru/view/polivanova-kn-psihologiya-vozrastnyh-krizisov_1bd70161e44.html
  3. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: психологические аспекты от В. Слободчикова
    URL: https://bookap.info/book/slobodchikov_psihologiya_razvitiya_cheloveka_razvitie_subektivnoy_realnosti_v_ontogeneze/
  4. Уланова Ю. Ю., Василенко В. Е. Прохождение кризиса трех лет в связи с возрастными, половыми, семейными и социализационными факторами // Издание Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Выпуск 3(27). Страницы 75–85.
    Ссылка: http://philsoc.psu.ru/vestnik/117-nauka/vypusk-3-27-2016/psikhologiya/474-protekanie-krizisa-trekh-let-v-svyazi-s-faktorami-vozrasta-pola-struktury-semi-i-sotsializatsii-rebenka )
  5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е издание. — Москва: Издательство УРАО, 1999.
    Ссылка: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf
  6. Выготский Л. С. Психология. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000
  7. Василенко В.Е. Проявления трехлетнего кризиса в связи с особенностями общения родителей с ребенком // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-krizisa-tryoh-let-v-svyazi-s-osobennostyami-roditelskogo-otnosheniya-k-rebyonku-krosskulturnyy-aspekt
  8. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса в возрасте трех лет. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
    URL: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Gpa-001/aGpa-001.htm#$p0

Вам будет полезно знать

Топ Способов Провести Девичник Перед Свадьбой
Праздники Албании в проекте Календарь Праздников 2023
На Работу Пораньше Как Изменится Порядок Трудоустройства Подростков
День победы в битве при Адуа в Эфиопии - 2 марта История и особенности праздника в проекте Календар
День работника торговли в России - 22 июля История и особенности праздника в проекте Календарь Праз
День провозглашения Республики Бразилия - 15 ноября История и особенности праздника в проекте Кален
Аренда Авто В Италии
День смеха День дурака в Великобритании - 1 апреля История и особенности праздника в проекте Календ
Остаточное Явление Как Изменится Плата За Утилизацию Отходов
Нинооба День пришествия Крестительницы Грузии - 1 июня История и особенности праздника в проекте Ка
Закрома Не Опустеют Российских Урожаев Хватит И Для Страны И Для Экспорта
Актау Курорт На Каспийском Море В Казахстане
Магазин На Диване Маркетплейсы Запускают Мониторинг На Основе Искусственного Интеллекта
День Иерусалима - 19 мая История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023
Погода И Сезоны На Маврикии По Месяцам Когда Лучше Отдыхать
Всемирный день философии - 16 ноября История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников
Дубровник Славянские Афины
Как Варить Кофе В Турке
Как Выбрать Карниз Для Штор Основные Критерии И Лучшие Модели
Праздник единства народа Казахстана - 1 мая История и особенности праздника в проекте Календарь Пра